Дикая природа в собственном саду

Так сложилось, что с самого рождения я путешествую по всему миру. Жизнь перекати-поля меня очень даже устраивает, понятие "дома" до определенного времени для меня не было привязано к какой-то географической точке. Дом был там, где была моя семья, - это могло быть заднее сидение машины или временно выделенная нам квартира, не важно. Главным были и остаются люди, которых я люблю. Когда я выросла и стала жить отдельно, домом условно считалось то место, где я на данный момент жила, но ничего по-настоящему домашнего в этом не было. Что такое настоящий дом я поняла лишь тогда, когда у нас появилась наша дача. Вся семья вложила силы, время и любовь в строительство и обустройство нашей избушки, в планировку сада. Теперь, даже когда мы далеко друг от друга, есть место, где ощущается присутствие и любовь тех, кто дорог сердцу. Так у меня появился дом, который можно найти на карте. Более того, его хочется найти на карте, когда судьба заносит тебя на другой конец света. Сюда хочется возвращаться - для меня это относительно новое ощущение. И отсюда меня выманить очень сложно, по крайней мере, в городе я больше не живу. Только перспектива очередного приключения и зов дорог могут убедить меня на время покинуть мое деревенское логово.

С самого начала было решено, что  диким птичкам в саду всегда будут рады. Были посажены плодовые кусты, часть из которых предназначалась именно для привлечения птиц, поставлены пять постоянных кормушек. Зимой вывешивалось сало, а летом с плодовых кустов, с которых любят собирать ягоды не только птицы, но люди и одна прожорливая псина, никто никогда пернатых воришек не гонял. Самое большее - сеткой накрыть отдельные кусты. Кормушки поддерживаются у нас постоянно уже на протяжении многих лет. Единственное время, когда наступает перерыв  - лето. Но птицы и сами дают понять, когда им необходима подкормка. В мае они уже почти не прилетают на кормушки, а осенью могут и в окно клювом постучать, намекая, что пора бы уже и открывать столовую.

Да, за столько лет у нас появились постоянные посетители, которые не боятся и в окна заглянуть, постучать, и чуть ли не на голову сесть, и следующим поколениям показать, где можно хорошо подкрепиться. Первое время на кормушках было много синиц и воробьев, но они своей возней выманили более пугливых лесных птичек. За все время, что мы всей семьей поддерживаем кормушки и высматриваем новичков, мы отметили порядка пятидесяти видов птиц, включая довольно редких. Здесь спокойно могут отдохнуть и пролетники, и зимующие птицы. Хотя расслабляться все же не стоит. Ястреб прекрасно знает, что тут всегда можно найти добычу.

Могут заглянуть и другие хищники. Так, однажды удалось разглядеть воробьиного сычика. Заглядывают разные совы, наведывается сорокопут-жулан. Но обычно верховодит и регулярно заглядывает именно ястреб.

И даже несмотря на их присутствие, в саду не утихают птичьи песенки. По моим прикидкам, в моем саду единовременно находится около сотни птиц, причем, это самые скромные подсчеты. На каждую видимую синицу по близости есть еще хотя бы три, которые скрыты от глаз. Снегирей, этих частые гости кормушек, у меня можно найти даже летом. Снегирь - птица оседлая, просто с наступлением тепла уходит глубже в лес. Обычно уходит. Наглые лоснящиеся комки перьев, которых я откормила, такими условностями могут и пренебречь.

Бывают и нежданные гости. Так, на подросший барбарис как-то свалилась стайка свиристелей. Мне очень хотелось красивых кадров с этими птицами, и вот повезло - сами прилетели.

А до того, как у меня появился пес, три зимы подряд на участке жила стая куропаток (в разные года от 12 до 18 голов). Глупенькие пухлые курочки вызывают умиление, а от того, что рядом с тобой так спокойно живут дикие животные, на душе становится светлее. Ночевали куропатки прямо под окном моей спальни, укрывшись под мягкими лапами кедра.

Утром можно было поставить скрадок у кормушки и поснимать их.

А вот с другими кочевниками - ополовниками, у меня отношения не складываются. Эти птички любят подлетать близко, когда под рукой нет камеры. Могут прямо перед носом повиснуть на тонкой березовой веточке. Перемещаются они быстро, бежать за камерой смысла нет, остается только скрипеть зубами от досады. Но вот в прошлом году мне повезло. Удалось подсмотреть как ополовник пьет березовый сок!

Давно привычными стали зеленушки.

Постоянно наведывается пара больших пестрых дятлов, хотя временами прилетают и зеленые, и седые дятлы, а рядом часто крутится желна, как-то даже устроившая гнездо совсем рядом.

Не сразу, но сначала по одному, а теперь и целой стайкой, стали прилетать дубоносы. Эти ребята в своих силах уверены, они спокойно, как танк, раскидывают склочную мелюзгу, чтобы добраться до еды. Долго и внимательно могут наблюдать за ситуацией с ближайших деревьев.

Маленькие яркие чижики - их полная противоположность, но в обиду себя не дадут. Очень вспыльчивые пташки! Чижи не сразу стали прилетать на кормушку. Долгое время они объедали семена туи. Теперь они бросаются в самую гущу любителей семечек, добавляя в суматоху еще больше шума и суеты.

Не так давно в стайке зябликов была замечена парочка очень непривычных глазу птиц. Оказалось - вьюрки. Видимо, они нас рекомендовали друзьям, потому что в прошлом году прилетело уже три пары.

В прошлом году внезапно налетели вихрем щеглы. Никогда раньше они не появлялись на кормушке, хотя в поле их можно было увидеть. А тут они всю весну терроризировали моих откормленных и обленившихся постояльцев. Целая дюжина бандитов! Громкие, шумные, дерзкие, они очень быстро привыкли к моему вниманию и сконцентрировались на главной цели - семечках. С нетерпением жду, заявятся ли они в этом сезоне.

Этой весной меня пока порадовали чечетки. Раньше они если и заглядывали, то по одной и буквально на секунду. На днях же я заметила маленькую стайку, спокойно кормящуюся рядом с синицами.

На создание благоприятных для соседства с природой условий ушло много времени, но сейчас все усилия уже приносят свои плоды. Меня радуют веселые звонкие песни круглый год, я с нетерпением жду, когда в саду запоют соловьи, по ночам снова будут пищать совята. Интересно, кто еще наберется смелости и присоединится к веселой компании пернатых халявщиков.

К сожалению, постоянного оборудованного места для съемки у меня нет, хотя это исправимо и, может быть я даже этим как-нибудь озадачусь. Пока что я снимаю либо из окна дома, либо сидя в саду, не организовывая присад и укрытий. Почему-то всегда забываю заняться делом всерьез. Некоторые птички все еще настороженно относятся к блестящему огромному глазу объектива. Тем не менее, мы мирно сосуществуем к обоюдной пользе и удовольствию. Не все виды пока удалось снять красиво, но сам процесс меня увлекает бесконечно. Особенно радует, когда появляются не только те, кто хочет быстренько и плотно поесть, но и те, кто готов вывести потомство на нашей территории. Периодически над крыльцом гнездятся большие синицы. В домике на березе несколько лет подряд селит свою подругу очень крутого нрава самец мухоловки-пеструшки. В прошлом году над участком в ночи танцевала пара бородатых неясытей. Я и не знала, что они живут тут, но открытие было очень радостным.

На самом деле мир дикой природы, живущей рядом со мной намного богаче. Тут и куница в сарае хулиганит, и лиса за забором бегает, собаку дразнит, и рысь зайцев ловит. В лесу есть и лоси, и кабаны, и косули. Даже волки еще остались. А уж сколько разных птиц можно найти, пройдясь по округе! Тут ведь много разных биотопов, так что список будет довольно большой. Но подкормить птичек в саду - самый простой способ установить контакт с дикой природой. Даже очень занятому или ленивому это по плечу, а пользы масса и для природы, и для человека.

Так что в моем саду в любое время года кипит жизнь. Тут не только птиц привечают, но и жаб, и тритонов, и ящериц. Я рада, что у меня есть возможность создать для себя такой уголок, а соседство с дикой и довольно разнообразной фауной только способствует моему комфорту. Ощущение того, что это мой дом, только усиливается, когда, сидя на весеннем солнышке, я слушаю разноголосые птичьи песенки, вылавливая новые ноты. В такие моменты я четко понимаю, что я там, где и должна быть, а главное - где я хочу быть. Променять это умиротворение на круглосуточный гул машин и гомон многолюдного города уже невозможно.